Профилактика суицидального поведения детей и подростков
На прошедшей накануне в Челябинске пресс-конференции посвящённой профилактики детских суицидов Уполномоченной по правам ребёнка Челябинской области были озвучены тревожные данные, говорящие о том, что наблюдается рост попыток детского и подросткового суицида. По словам Ирины Буториной, анализ случаев 2016 года показал, что практически все погибшие дети воспитывались в так называемых «благополучных семьях». Так же детский омбудсмен отмечает, что ни по одному из трагических фактов в Челябинской области не было выявлено прямой взаимосвязи с «деструктивным контентом», размещаемым в социальных сетях. Однако в целом по России одной из основных причин такого положения является лавинообразное распространение «групп смерти» в социальных сетях».
Первоочередная обязанность оберегать детей от опасностей в Интернете лежит на родителях. Именно они обязаны использовать все доступные инструменты, будь то антивирус, родительский контроль или обращение в Роскомнадзор, для обеспечения безопасного использования детьми Интернета. Основные рекомендации родителям по профилактике и выявлению суицидального поведения у ребёнка связанного с Интернет угрозами:
- Обсудите с детьми факторы риска, с которыми может столкнуться ребёнок в Интернете, опасные последствия предоставления личной информации. Расскажите об уголовной и административной ответственности за публикации в сети запрещённой информации (порнографии, экстремистских материалов и т.д.);
- Необходимо быть в курсе о возможных страницах, которые завел ваш ребенок в социальных сетях в Интернете («ВКонтакте», «Мой Мир», «Одноклассники», «Facebook», «Instagram» и другие);
- Зарегистрируйтесь (если у Вас не было ранее своей «странички») в социальных сетях и подружитесь в них с вашим ребёнком. Для этой цели и повышения Вашей Интернет грамотности, можно обратиться за помощью к ребёнку, что попутно поспособствует закреплению Ваших доверительных отношений;
- Активно взаимодействуйте с ребёнком в социальной сети – отправляйте друг другу сообщения, смешные картинки, делитесь интересной информацией, «лайкайте» («ставьте сердечки») его записи и фотографии, комментируйте их и т.д.;
- Внимательно изучите «стену» страницы Вашего ребёнка. Это то, что вы можете видеть, прокручивая вниз ленту новостей;
- Обращайте внимание на «статусы», которые публикует Ваш ребёнок. Внимательно изучите записи на «стене», посмотрите в каких «группах», «сообществах» состоит ребёнок, с кем дружит и общается, изучите раздел аудио и видеозаписей;
- Детям должна быть предоставлена возможность поговорить с родителями об отрицательном опыте, полученном в Интернете;
- Соблюдайте деликатность и уважительно относитесь к границам и личной переписке Вашего ребёнка. Не пытайтесь обвинять его, выяснять с ним отношения, запрещать, бесцеремонно вторгаться на его страницу и требовать объяснений. Эти действия лишь отдалят его от Вас еще больше, он предпримет дополнительные меры предосторожности;
- Внимательно присмотритесь к поведению ребенка. Любые резкие его изменения должны Вас насторожить. Вот лишь некоторые из них:
- Внешний вид: пренебрежение аккуратностью в быту, отказ от личных вещей, физическая непривлекательность. Тоскливое выражение лица, тихий монотонный голос, краткость и отсутствие ответов, склонность к нытью, двигательная заторможенность или возбуждение.
- Эмоциональные нарушения: интенсивные отрицательные эмоции: скука, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость, ворчливость, зависть к благополучию окружающих, тревожность, бесчувствие, ожидание непоправимой беды, страх, тоска как постоянный фон настроения, беспомощность и безнадежность, улучшение или ухудшение эмоционального состояния к вечеру.
- Словесные признаки: прощание, уверения в беспомощности и зависимости от других, разговоры или шутки о желании умереть, сообщение о конкретном плане суицида, самообвинение, двойственная оценка значимых событий, разговоры о воссоединении с тем, кто уже умер. Типичные фразы: «Я решил покончить с собой».
- Оценка собственной жизни: подросток не видит положительное, пессимистически оценивает прошлое и настоящее, избирательно вспоминает неприятные события, отсутствуют перспектива будущего.
- Взаимодействие с окружающими: нелюдимость, избегание или стремление к контактам, поиск сочувствия, апелляция к врачу за помощью; эгоцентрическая направленность на свои страдания.
- Поведенческие признаки: внезапные изменения в настроении, склонность к неоправданно рискованным поступкам, расставание с дорогими вещами или деньгами, приобретение средств для совершения суицида, подведение итогов, приведение дел в порядок, приготовления к уходу, выполнение дел, которые раньше откладывались.
- В случае обнаружения тех или иных признаков суицидального поведения у Вашего ребёнка, необходимо обратиться за квалифицированной психологической помощью.